МЕДОСМОТРЫ -2021:

ЮРИДИЧЕСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ

Медицинская сестра разрешила санитарке сделать укол больному. Какой вид дисциплинарного взыскания возможно применить к медицинской сестре?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Полагаем возможным применение к медицинской сестре таких видов дисциплинарных взысканий, как замечание или выговор.

Обоснование вывода:
В соответствии с требованиями ст. 21 ТК РФ, заключая трудовой договор, работник обязуется добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, трудовую дисциплину.
Виновное неисполнение данных требований может повлечь привлечение работника к дисциплинарной ответственности, что является одним из способов защиты нарушенных прав работодателя.
Согласно части первой ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) увольнение по соответствующим основаниям.
Меры взыскания, перечисленные в ст. 192 ТК РФ, можно применять не только в той последовательности, в какой они указаны в ТК РФ. Поэтому с учетом тяжести совершенного проступка, его последствий, личности нарушителя и т.п. работодатель может сразу объявить работнику выговор (а не замечание) или даже уволить его (при наличии достаточных оснований). За каждое нарушение можно применить только одно взыскание (ст. 193 ТК РФ) (смотрите ответ Роструда с информационного портала “Онлайнинспекция.РФ”).
В силу п. 35 Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 при рассмотрении дела об оспаривании дисциплинарного взыскания следует учитывать, что неисполнением работником без уважительных причин является неисполнение трудовых обязанностей или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т.п.).
Медсестры имеют право выполнять манипуляции, прописанные в их должностной инструкции. Согласно профессиональному стандарту “Медицинская сестра / медицинский брат”, утвержденному приказом Минтруда РФ от 31.07.2020 N 475н “Медицинская сестра / медицинский брат”, в трудовую функцию медицинской сестры входит, в частности, выполнение медицинских манипуляций при оказании медицинской помощи пациенту. Медицинская сестра должна обладать умением вводить лекарственные препараты внутрикожно, внутримышечно, внутривенно, в очаг поражения кожи. Кроме того, для сотрудников медорганизаций могут разрабатываться стандартные операционные процедуры (СОПы) и алгоритмы (ст. 90 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ, п. 7 Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденных приказом Минздрава РФ от 31.07.2020 N 785н). Например, согласно СОП ИВ-03-2017 “Процедура проведения внутримышечного введения лекарственных средств” (рекомендуемая форма документа для организации системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности) ответственными за выполнение внутримышечного введения лекарственных средств могут быть фельдшер, акушерка, медицинская сестра, но не санитар.
Как правило, все инъекции – это сфера компетенции среднего медицинского персонала. В то время как санитар не производит какие-либо медицинские манипуляции и не должен владеть навыками введения лекарственных препаратов (смотрите, например, профессиональный стандарт “Младший медицинский персонал”, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.01.2016 N 2н).
Полагаем, в рассматриваемой ситуации имеет место нарушение своих должностных инструкций (а возможно, также стандартных операционных процедур, иных локальных нормативных актов) как со стороны медицинской сестры, так и со стороны санитара. Медицинская сестра, не произведя лично введение лекарственного препарата, не выполнила часть своих трудовых обязанностей. Кроме того, поручив введение лекарственного препарата санитару, на наш взгляд, превысила свои должностные полномочия. Санитар, выполнив манипуляцию по введению лекарственного препарата, также превысил свои трудовые полномочия, поскольку выполнил действия, которые не входят в его трудовую функцию. В рассматриваемой ситуации, на наш взгляд, возможно привлечение к дисциплинарной ответственности как медицинской сестры, так и санитара.
Наложение на работника дисциплинарного взыскания возможно только в порядке, установленном ст. 193 ТК РФ.
В процедуре применения дисциплинарного взыскания можно выделить следующие этапы:
1) фиксация дисциплинарного проступка;
2) истребование у работника письменного объяснения по факту совершенного им проступка, получение такого объяснения либо составление акта о непредоставлении работником объяснения;
3) учет тяжести совершенного проступка и обстоятельств, при которых он был совершен;
4) получение согласия государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (при применении дисциплинарного взыскания в виде увольнения в отношении работника в возрасте до 18 лет, ст. 269 ТК РФ);
5) учет мнения представительного органа работников (в случаях, предусмотренных статьями 39, 373, 374, 405 ТК РФ);
6) издание приказа о привлечении работника к дисциплинарной ответственности.
Документальная фиксация работодателем совершенного работником дисциплинарного проступка не является обязательной, но целесообразной, поскольку облегчает процесс доказывания. Трудовым кодексом РФ не установлен конкретный документ, который может составляться с такой целью (определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 02.10.2012 N 33-4377/2012). Поэтому работодатель вправе самостоятельно определить его форму и наименование. В качестве такого документа может выступать акт о нарушении работником трудовой дисциплины, докладная или служебная записка и т.п.*(2).
В соответствии с частью первой ст. 193 ТК РФ до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Предоставление письменного объяснения является правом, а не обязанностью работника. Отказ от дачи объяснений не может расцениваться как дисциплинарный проступок (Обзор законодательства и судебной практики по гражданским делам Верховного Суда РФ за IV квартал 2004 года). На работодателя, в свою очередь, возложена обязанность только по истребованию, но не по получению письменного объяснения. Статьей 193 ТК РФ предусмотрено, что непредоставление работником объяснения по истечении двух рабочих дней после его истребования оформляется соответствующим актом и не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания*(3).
В соответствии с частью пятой ст. 192 ТК РФ при наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен*(4). В судебной практике встречаются случаи нарушения медицинскими сестрами порядка проведения каких-либо лечебных процедур (определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 23.06.2020 N 8Г-7639/2020[88-8527/2020]), превышения своих должностных обязанностей (определение Верховного Суда Республики Тыва от 29.11.2017 N 33-2262/2017) или просто неисполнения своих трудовых обязанностей (решение Бийского городского суда Алтайского края от 23.08.2013 N 2-3147/2013). Дисциплинарная ответственность к таким работникам применялась в виде замечания или выговора.
Издание приказа является заключительным этапом процедуры наложения дисциплинарного взыскания. Поэтому издавать приказ можно только после того, как закончены мероприятия, направленные на реализацию работником своего права дать письменное объяснение по факту вменяемого ему проступка. Соответственно, приказ о применении дисциплинарного взыскания издается после появления у работодателя одного из следующих документов: объяснительной работника либо акта о непредоставлении работником объяснения (об отказе работника дать письменное объяснение).
Трудовое законодательство не устанавливает конкретных требований к содержанию приказа о применении дисциплинарного взыскания. Суды исходят из того, что в таком приказе обязательно должны быть указаны суть дисциплинарного проступка и обстоятельства его совершения. Иными словами, из приказа должно быть понятно, за что конкретно работник привлечен к дисциплинарной ответственности.
В соответствии с п. 53 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 работодателю, чьи действия по наложению дисциплинарного взыскания оспариваются работником в судебном порядке, необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду. Суды иногда формально подходят к оценке доказательств подобного учета, полагая, что не перечисленные в приказе обстоятельства в любом случае не учитывались при применении дисциплинарного взыскания (определение Иркутского областного суда от 11.10.2012 N 33-8230/2012). Поэтому рекомендуем в приказе всегда приводить обоснование того, почему работодателем был выбран именно этот вид дисциплинарного взыскания.
Обратите внимание на то, что дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников, и не позднее (в данном случае) шести месяцев со дня совершения проступка (смотрите части третью и четвертую ст. 193ТК РФ, а также материал: Энциклопедия решений. Сроки применения дисциплинарного взыскания).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Раченкова Юлия

Ответ прошел контроль качества

«Издательский дом «Русский врач». 109559 ,г. Москва, Ул. Маршала Кожедуба , д. 14.
По всем вопросам можно обращаться к сотрудникам издательства:

Данилова Надежда

+79153133222

pr-median@ya.ru

Веялис Юлия

+79104644255 WhatsApp

editorial@rusvrach.ru