МЕДОСМОТРЫ -2021:

ЮРИДИЧЕСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ

Индивидуальному предпринимателю, оказывающему стоматологические услуги и имеющему все необходимые лицензии, предложено возглавить МБУЗ ЦРБ. Необходимо ли прекращать предпринимательскую деятельность врачу, в случае его назначения на должность главного врача районной больницы, или возможно продолжение занятия предпринимательской деятельностью в свободное от основной работы время? В связи с тем, что оказываемые услуги имеют медицинский характер, не будет ли иметь место конфликт интересов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Действующее законодательство не содержит запрета главным врачам муниципальных бюджетных учреждений здравоохранения в свободное от основной работы время заниматься предпринимательской деятельностью.
Конфликт интересов будет иметь место только в случае, если между МБУЗ ЦРБ и индивидуальным предпринимателем возникнут и (или) будут существовать взаимоотношения, направленные на совершение сделок, при этом указанные лица будут являться: поставщиками товаров (работ, услуг) для учреждения; крупными потребителями товаров (работ, услуг) учреждения; владеть имуществом, которое полностью или частично образовано учреждением; иметь возможность извлекать выгоду из пользования, распоряжения имуществом учреждения.

Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. По общему правилу граждане вправе заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью (ст.ст. 18, 23 ГК РФ).
Запрет на ведение предпринимательской деятельности законодательно установлен для государственных и муниципальных служащих (п. 3.1 части первой ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ О государственной гражданской службе Российской Федерации, п. 3.1 части первой ст. 14 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ О муниципальной службе в Российской Федерации, ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ “О противодействии коррупции”), а также работников государственных корпораций, публично-правовых компаний, государственных компаний (ст. 349.1 ТК РФ). Как правило, должности государственной гражданской службы и муниципальной службы предусматриваются в органах государственной власти и муниципальных образованиях (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, часть вторая ст. 2 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ).
Реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации утверждается законом субъекта Российской Федерации (часть вторая ст. 6 Закона N 25-ФЗ). Однако ни Реестр муниципальных должностей и Реестр должностей муниципальной службы в Ростовской области, утвержденный Областным законом Ростовской области от 09.10.2007 N 787-ЗС, ни Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденный Указом Президента РФ от 31.12.2005 N 1574, не относят к должностям муниципальной службы должности руководителей муниципальных бюджетных учреждений.
Согласно п. 11 ст. 2 Федерального закона от 21.11 2011. N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” медицинская организация – юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Таким образом, работники медицинских организаций, осуществляющих деятельность в системе государственного или муниципального здравоохранения, не являются государственными или муниципальными служащими. Соответственно, главный врач муниципального бюджетного учреждения здравоохранения к категории государственных или муниципальных служащих также не относится, следовательно, запрет на занятие предпринимательской деятельности на него не распространяется.
В некоторых случаях запрет на ведение предпринимательской деятельности установлен в законах. Например, в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя.
Отметим, что муниципальные учреждения здравоохранения являются одной из форм некоммерческой организации. Правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации государственных и муниципальных учреждений как юридических лиц, формирования и использования имущества учреждений, права и обязанности их учредителей (участников) регулируются Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (далее – Закон N 7-ФЗ).
Однако никаких ограничений для руководителей муниципальных учреждений в части возможности их участия в предпринимательской деятельности Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ не содержит.
При этом следует иметь в виду, что в соответствии с п. 1 ст. 27 Закона N 7-ФЗ руководитель некоммерческой организации признается заинтересованным лицом в совершении сделок с другой организацией, с которой они состоят в трудовых отношениях, либо являются ее участником, если указанная организация является поставщиком товаров (услуг) для некоммерческой организации, крупным потребителем товаров (услуг), производимых некоммерческой организацией, владеет имуществом, которое полностью или частично образовано некоммерческой организацией, или может извлекать выгоду из пользования, распоряжения имуществом некоммерческой организации.
Заинтересованные лица обязаны соблюдать интересы некоммерческой организации, прежде всего в отношении целей ее деятельности, и не должны использовать возможности некоммерческой организации или допускать их использование в иных целях, помимо предусмотренных учредительными документами некоммерческой организации (п. 2 ст. 27 Закона N 7-ФЗ).
Следовательно, это приведет к конфликту интересов только в случае, если между МБУЗ ЦРБ и индивидуальным предпринимателем (ИП) возникнут и (или) будут существовать взаимоотношения, предусмотренные п. 1 ст. 27 Закона N 7-ФЗ. Например, главный врач либо сотрудники по его указанию будут направлять пациентов на лечение к данному индивидуальному предпринимателю, либо ИП будет использовать в своей работе оборудование, инструменты, лекарственные препараты, расходные материалы, иное имущество и товарно-материальные ценности, принадлежащие МБУЗ ЦРБ.
Также отметим, что часть первая ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ О противодействии коррупции (далее – Закон N 273-ФЗ) обязывает организации разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Данные меры, принимаемые в учреждении, могут включать в том числе предотвращение и урегулирование конфликта интересов (часть вторая ст. 13.3 Закона N 273-ФЗ). Поскольку конфликт интересов вероятен, в случае если руководитель учреждения занимается предпринимательской деятельностью, то в ведомственных нормативных актах, в уставе учреждения, в трудовом договоре может быть установлено требование принимать меры к предотвращению и урегулированию конфликта интересов, а также запрет осуществлять никакую иную деятельность помимо руководства деятельностью учреждения.
Таким образом, можно сделать вывод, что в рассматриваемой ситуации, несмотря на риск возникновения конфликта интересов, в случае назначения претендента на должность главного врача районной больницы занятие предпринимательской деятельностью врачом в свободное от основной работы время возможно, поскольку прямого запрета на занятие предпринимательской деятельностью руководителю бюджетного учреждения законодательство не содержит. В то же время при наличии в ведомственных нормативных актах, либо в уставе учреждения, либо в трудовом договоре запрета осуществлять иную деятельность помимо руководства деятельностью учреждения – данное правило должно соблюдаться неукоснительно.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Евсюкова Валентина

«Издательский дом «Русский врач». 109559 ,г. Москва, Ул. Маршала Кожедуба , д. 14.
По всем вопросам можно обращаться к сотрудникам издательства:

Данилова Надежда

+79153133222

pr-median@ya.ru

Веялис Юлия

+79104644255 WhatsApp

editorial@rusvrach.ru