Защитник при удовлетворении соответствующего ходатайства вправе присутствовать при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Полномочия адвоката удостоверяются ордером адвокатского образования, иного лица, оказывающего юридическую помощь – нотариально удостоверенной доверенностью с указанием соответствующих полномочий. Ждать защитника для целей обеспечения возможности его присутствия при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, не нужно.
Согласно ст. 25.5. КоАП РФ для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник.
В качестве защитника к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. При этом полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом (ч. 2.ст. 25.2 КоАП РФ).
КоАП РФ не содержит специальных требований к оформлению доверенности, необходимой для оказания юридической помощи в производстве по делу об административном правонарушении. В судебной практике выработана правовая позиция, в соответствии с которой этот вопрос должен быть решен применительно к общим положениям чч. 2 и 3 ст. 53 ГПК РФ, в которых закреплен порядок оформления полномочий представителя (абзац второй п. 8 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5). Это означает, что, если доверенность защитнику (представителю) выдает гражданин, такая доверенность удостоверяется нотариально.
Защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении (ч. 4 ст. 25.5. КоАП РФ).
В силу положений, предусмотренных п. 2 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 КоАП РФ.
Медицинское освидетельствование на состояние опьянения в соответствии со ст.27.1 КоАП РФ относится к числу мер обеспечения производства по административному делу.
О направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 27.12.1 КоАП РФ).
Направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, указанных в части 1 статьи 27.12.1 КоАП РФ, производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ.
Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) утвержден соответствующим приказом Министерства здравоохранения РФ от 18 декабря 2015 г. N 933н.
Принимая во внимание вышеизложенное, защитник при удовлетворении должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ, его письменного ходатайства (ст. 24.4 КоАП РФ) о допуске к участию в проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, вправе присутствовать при его проведении.
Вместе с тем ни КоАП РФ, ни Правила направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения (утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 января 2015 г. N 37; Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 г. N 475), а равно Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (утвержден приказом Министерства здравоохранения РФ от 18 декабря 2015 г. N 933н), не содержат норм, касающихся обеспечения участия защитника при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, включая временные рамки.
Более того, согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02 июля 2015 года N 1536-О, непредставление адвоката непосредственно на этапе привлечения к административной ответственности (т.е. составления протокола) не нарушает конституционные права граждан, поскольку в указанных случаях граждане не лишены возможности обратиться к помощи адвоката для защиты своих прав в суде.
Также Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что сам по себе протокол об административном правонарушении, равно как и протокол об отстранении от управления транспортным средством (он в том числе составляется наряду с протоколом о направлении на медицинское освидетельствование (ч. 3 ст. 27.12 КоАП РФ)), не предрешает разрешения вопроса о виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, – в силу статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности; никакие доказательства не могут иметь заранее установленной силы (определение от 28 марта 2017 года N 563-О).
В этой связи следует вывод, что дожидаться защитника для целей обеспечения его присутствия при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, в отношении которого возбуждено производство по административному делу, нет необходимости.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Васильев Александр
Ответ прошел контроль качества
«Издательский дом «Русский врач». 109559 ,г. Москва, Ул. Маршала Кожедуба , д. 14.
По всем вопросам можно обращаться к сотрудникам издательства:
Данилова Надежда
+79153133222
pr-median@ya.ru
Веялис Юлия
+79104644255 WhatsApp
editorial@rusvrach.ru