МЕДОСМОТРЫ -2021:

ЮРИДИЧЕСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ

Должны ли работники организации пищевой промышленности - слесари-ремонтники (класс условий труда по СОУТ второй, вредные производственные факторы отсутствуют, контакта с пищевыми продуктами нет) проходить медицинский осмотр? На что ориентироваться работодателю при составлении списка работников, подлежащих медицинскому осмотру: на результаты СОУТ или на приказ Министерства здравоохранения РФ от 28.01.2021 N 29н? Как поступить с работниками (бухгалтерами, экономистами), у которых в карте оценки результатов СОУТ указан пункт 3.2.2.4 по приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2011 N 302н?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Работники организации пищевой промышленности, не имеющие контакта с продуктами питания, не обязаны проходить медицинские осмотры. Само по себе наличие на рабочем месте такого вредного фактора, как электромагнитное поле широкополосного спектра частот, не является основанием для направления работника на медосмотр, как и наличие соОтветствующей отметки в карте СОУТ.

 

Обоснование вывода:

Согласно части второй ст. 213 ТК РФ работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят обязательные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний. Как видно, в этой норме не содержится никаких ограничений по перечню работников пищевой промышленности, которые должны проходить медосмотр.

Вместе с тем в силу части четвертой ст. 213 ТК РФ вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Правительство РФ определило, что соОтветствующими полномочиями наделены Минтруд России совместно с Минздравом России (п. 5.2.101 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, п. 5.2.56 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации).

Во исполнение этой нормы Минтруд России и Минздрав России издали совместный приказ от 31.12.2020 N 988н/1420н (далее – Приказ N 988н/1420н). В этом приказе работы в организациях пищевой промышленности не упоминаются в принципе.

Чуть позже Минздрав России самостоятельно принял приказ от 28.01.2021 N 29н (далее – Приказ N 29н), которым был утвержден Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 ТК РФ. К этому Порядку имеется приложение – “Периодичность и объем обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников”, в котором также содержится перечень работ, при которых проводятся медосмотры. Этот перечень отличается от того, который установлен Приказом N 988н/1420н. В частности, пунктом 23 этого приложения предусмотрен такой вид работ, как работы, где имеется контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации (в организациях пищевых и перерабатывающих отраслей промышленности, сельского хозяйства, пунктах, базах, складах хранения и реализации, в транспортных организациях, организациях торговли, общественного питания, на пищеблоках всех учреждений и организаций). Как видно, Приказ N 29н прямо ограничивает необходимость проведения медосмотров в отношении работников организаций пищевой промышленности только теми из них, кто имеет непосредственный контакт с продуктами питания.

Отметим, что Минтруд России не видит противоречий в том, что перечни категорий работников в Приказе N 988н/1420н и Приказе N 29н отличаются друг от друга. По его мнению, Приказ N 988н/1420н подготовлен в пределах полномочий Минтруда России и в соОтветствии с частью первой статьи 213 ТК РФ в целях определения пригодности работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. При этом утверждение перечня работ, при выполнении которых обязательные медицинские осмотры проводятся в целях предупреждения распространения инфекционных заболеваний (в том числе работы: в организациях, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым обслуживанием населения; в организациях, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей; где имеется контакт с пищевыми продуктами и др.), не является компетенцией Минтруда России, в связи с чем данный перечень включен в Приказ N 29н. В связи с этим медосмотры должны проводиться как по основаниям, предусмотренным Приказом N 988н/1420н, так и по основаниям из Приказа N 29н (письма от 05.03.2021 N 15-2/ООГ-600, от 09.03.2021 N 15-2/ООГ-612, от 12.03.2021 N 15-2/ООГ-708).

При этом, как видно, пункт 23 Приказа N 29н сужает перечень категорий работников, подлежащих медицинским осмотрам, по сравнению со ст. 213 ТК РФ, в которой, как уже отмечалось выше, нет упоминаний о необходимости наличия контакта с продуктами питания для направления на медицинские осмотры работников пищевой промышленности. Тем не менее Минздрав России, судя по всему, не усматривает в этом противоречия и в Ответе на соОтветствующий вопрос настаивает на необходимости руководствоваться положениями Приказа N 29 (письмо от 04.05.2021 N 28-4/3047827-3849). Полагаем, что именно такой подход закрепится в правоприменительной практике.

Что касается такого вредного фактора, как электромагнитное поле широкополосного спектра частот (пункт 3.2.2.4 в приложении 1 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2011 N 302н и п. 4.2.5 в Приказе N 29н), то само по себе его наличие на рабочем месте не является основанием для направления работников на медосмотр. Как следует из п. 1, п. 20 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, утвержденного Приказом N 29н, медосмотры проводятся в том случае, если уровень воздействия вредных факторов позволяет отнести условия труда на рабочем месте к вредным или опасным (письма Минтруда России от 05.03.2021 N 15-2/ООГ-600, от 09.03.2021 N 15-2/ООГ-612, от 10.03.2021 N 15-2/ООГ-654, письмо Минздрава России от 04.03.2021 N 28-4/3016355-2108).

Методика проведения СОУТ, утвержденная приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н, действительно предполагает указание в строке 040 карты СОУТ в числе гарантий и компенсаций, предоставляемых работнику (работникам), занятым на соОтветствующем рабочем месте, в том числе и необходимость проведения медосмотров. Однако данная строка фактически носит информационный, а не правоустанавливающий характер. Закон не предусматривает возможности установления обязанности по проведению медосмотров картой СОУТ. СоОтветственно, при определении списка работников, подлежащих медосмотрам, работодатель обязан ориентироваться на перечни вредных факторов и видов работ, установленные приказами N 988н/1420н и N 29н, а не на информацию из строки 040 карт СОУТ. При этом вносить какие-либо изменения в карту СОУТ не требуется (смотрите Ответ с портала “Онлайнинспекция.РФ”).

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Сутулин Павел

«Издательский дом «Русский врач». 109559 ,г. Москва, Ул. Маршала Кожедуба , д. 14.
По всем вопросам можно обращаться к сотрудникам издательства:

Данилова Надежда

+79153133222

pr-median@ya.ru

Веялис Юлия

+79104644255 WhatsApp

editorial@rusvrach.ru