МЕДОСМОТРЫ -2021:

ЮРИДИЧЕСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ

На балансе ООО числятся две легковые машины. Деятельность организации не связана с транспортными перевозками. Машины используются в служебных целях сотрудниками (не водители). С 01.01.2021 введены новые путевые листы. Может ли организация использовать старую форму путевого листа? Какие документы надо оформить, для того чтобы водители могли управлять служебными машинами?

К сожалению, мы не может однозначно ответить на вопрос. Поясним почему.
В соответствии с п. 14 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта” (далее – УАТ) под путевым листом понимается документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены приказом Министерства транспорта РФ от 11.09.2020 N 368 (далее – Приказ N 368).
Согласно ч. 2 ст. 6 УАТ запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.
При этом из положений ч. 1 и ч. 2 ст. 1, п.п. 12 и 13 ст. 2 УАТ следует, что данный федеральный закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг по перевозкам пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на основании соответственно договора перевозки пассажира, договора перевозки груза.
Помимо этого, необходимо помнить, что именно в путевом листе проставляются отметки о прохождении предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства (пп. 4 п. 4, п. 16 Приказа N 368) и отметки о дате и времени прохождения водителем предрейсового и послерейсового медицинских осмотров (пп. 2 п. 5, п. 15 Приказа N 368, п. 16 и п. 17 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н), если прохождение таких контроля и осмотров обязательны в соответствии с законодательством.
В свою очередь, п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения” (далее – Закон N 196-ФЗ) обязывает организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств всех юридических лиц и ИП, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов на основании соответствующих договоров, а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения таких договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями).
Обязательные предрейсовые медицинские осмотры (далее также – медосмотры) проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортирного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб. Требование о прохождении обязательных медосмотров (не исключая и предрейсовые) распространяется на индивидуальных предпринимателей в случае самостоятельного управления ими транспортными средствами, осуществляющими перевозки (п. 3 и п. 4 ст. 23 Закона N 196-ФЗ).
Таким образом, из совокупности приведенных норм следует, что путевой лист в обязательном порядке оформляется в следующих случаях:
– при осуществлении юридическими лицами и ИП коммерческих перевозок пассажиров и грузов (то есть перевозок на основании договора), в том числе и в случаях, когда ИП самостоятельно управляет транспортным средством, с помощью которого осуществляется перевозка;
– при осуществлении юридическими лицами и ИП перевозок пассажиров и грузов автобусами и грузовыми автомобилями для собственных нужд, в том числе и в случаях, когда ИП самостоятельно управляет транспортным средством, с помощью которого осуществляется перевозка;
– при управлении любым транспортным средством работником, принятым на должность водителя в рамках исполнения им своих трудовых обязанностей.
В связи с изложенным в той ситуации, когда принадлежащий организации легковой автомобиль управляется работником, не являющимся водителем и использующим автомобиль лишь для обеспечения исполнения своих основных трудовых функций, не связанных с управлением этим автомобилем, оформление путевого листа не является обязательным.
Соответственно, в этом случае, на наш взгляд, нет необходимости придерживаться и всех обязательных реквизитов путевого листа, установленных Приказом N 368, если такой путевой лист все же оформляется.
Вместе с тем следует принимать во внимание также формулировку положений п. 8 Приказа N 368, согласно которой путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, эксплуатируемое юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем.
Буквальное прочтение этой нормы свидетельствует о том, что она не ограничивает необходимость оформления путевого листа только определенной сферой использования транспортного средства или трудовым функционалом лица, которое им управляет.
На наш взгляд, в этом случае, безусловно, должно учитываться то обстоятельство, что Приказ N 368 издан во исполнение ч. 1 ст. 6 УАТ и не может охватывать более широкую сферу действия, чем сам этот закон, который, как это уже отмечалось выше, направлен на регулирование именно коммерческих перевозок грузов и пассажиров.
Однако, к сожалению, правоприменительная практика склонна к тому, чтобы толковать данную норму расширительно, указывая на то, что обязанность составлять путевые листы в соответствии с требованиями законодательства распространяется и на организации, эксплуатирующие в том числе легковые автомобили для целей перевозки сотрудников и грузов, поскольку они также обязаны соблюдать требования законодательства в сфере безопасности дорожного движения (смотрите определение ВС РФ от 01.09.2014 N 302-КГ14-529, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.04.2014 N Ф02-1233/14, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2018 N 14АП-4014/18, решение Ленинского районного суда г. Курска от 14.10.2014 N 12-1506/13-2014).
Кроме того, следует учитывать, что в некоторых случаях суды занимают следующую правовую позицию: предрейсовый медосмотр обязаны проходить и те работники, которые не приняты на должность водителя (в штатном расписании их должность именуется иначе, например, “торговый представитель” или “менеджер”), однако их трудовые обязанности предполагают управление автомобилем, в связи с чем при приеме на работу к ним предъявляются соответствующие требования, в частности, о наличии водительского удостоверения (постановление ВС РФ от 19.12.2016 N 18-АД16-173, постановление АС Северо-Кавказского округа от 27.08.2015 N Ф08-5674/15). Если следовать этой позиции, поездки таких работников также должны сопровождаться оформлением путевого листа.
В то же время в судебной практике встречаются и иные позиции, согласно которым в тех случаях, когда работники используют собственные автомобили или автомобили работодателя для служебных поездок (разъезды по городу, командировки и т.д.), но при этом не являются водителями, не перевозят в автомобиле других лиц или грузы в рамках своих трудовых обязанностей, они не обязаны проходить предрейсовый медицинский осмотр (постановление АС Поволжского округа от 17.09.2018 N Ф06-37009/18, постановление АС Западно-Сибирского округа от 21.12.2015 N Ф04-27561/15, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2018 N 05АП-4189/18), и на управляемое ими автотранспортное средство не обязательно оформлять путевой лист (постановление АС Уральского округа от 02.08.2017 N Ф09-3915/17, определение Московского городского суда от 18.09.2018 по делу N 33а-6141/2018).
Тем не менее, учитывая отсутствие четкого законодательного регулирования и единого подхода в правоприменительной практике по данному вопросу, в случае оформления путевого листа на транспортное средство организации рекомендуется придерживаться всех обязательных реквизитов, предусмотренных ныне действующими нормативными актами, во избежание претензий со стороны контролирующих органов.
В заключение отметим, что согласно п. 2.1.1 Правил дорожного движения РФ, утвержденных постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (далее – ПДД РФ), водитель транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории; регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа – и на прицеп (кроме прицепов к мопедам); путевой лист (при необходимости его оформления).
Кроме того, в силу п. 2.1.1 прим ПДД РФ в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена Федеральным законом “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”, водитель обязан представить по требованию сотрудников полиции, уполномоченных на то в соответствии с законодательством Российской Федерации, для проверки страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (ОСАГО). Указанный страховой полис может быть представлен на бумажном носителе, а в случае заключения договора такого обязательного страхования в порядке, установленном пунктом 7.2 статьи 15 указанного Федерального закона, в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе.
При этом в рассматриваемом случае в договоре ОСАГО работник, управляющий транспортным средством, должен быть указан в качестве лица, ответственность которого страхуется, либо такой договор должен быть заключен в отношении неограниченного числа лиц, допущенных владельцем к управлению транспортным средством в соответствии с условиями договора обязательного страхования, а также иных лиц, использующих транспортное средство на законном основании (п. 2 ст. 15 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”).
Необходимость наличия у работника, управляющего транспортным средством организации, каких-либо иных документов, в том числе внутренних документов организации, законодательством не предусмотрено.
Предоставление работнику для исполнения им трудовой функции принадлежащего работодателю имущества, с точки зрения трудового законодательства, также не требует какого-либо специального оформления.
Вместе с тем в целях обеспечения сохранности и надлежащего технического состояния транспортного средства (далее – ТС) целесообразно издать приказ о закреплении автомобиля за сотрудником. Необходимость издания каких-то локальных нормативных актов в данном случае не усматривается.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

«Издательский дом «Русский врач». 109559 ,г. Москва, Ул. Маршала Кожедуба , д. 14.
По всем вопросам можно обращаться к сотрудникам издательства:

Данилова Надежда

+79153133222

pr-median@ya.ru

Веялис Юлия

+79104644255 WhatsApp

editorial@rusvrach.ru